Одна из популярных методик раннего развития ребенка Марии Монтессори.
Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.
С уважением к личности ребенка и осознании его уникальности, методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь заложенный потенциал.
Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.
Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.
Существуют специальные классы Монтессори.
Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:
- зона реальной (практической) жизни
- зона сенсорного развития
- зона математики
- зона языковая
- зона космическая.
Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.
Возраст ребенка
Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.
В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:
- старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
- младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.
Плюсы методики
- хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
- большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
- развитие навыков самообслуживания;
- развитие навыка самодисциплины.
Минусы методики
- большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
- не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе Монтессори;
- изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
- необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
- система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
- отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
- отсутствие основной игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
- автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: "Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме".